Тильт и способы борьбы с ним в киберспорте и не только

Главная » Тильт и способы борьбы с ним в киберспорте и не только

Узнать, что значит тильт, как с ним справляться и как он воздействует на мозг и тело, каждому поклоннику покера, киберспорта и любых других типов азартных развлечений, стоит заранее. В статье использована информация, полученная от психологов, специализирующихся на работе со спортсменами и киберспортсменами. Начнем с самого важного.

Тильт — эмоциональное состояние, при котором игрок или, допустим, киберспортсмен, утрачивает контроль над своей игрой и поведением.

В состояние тильта человека приводит психологическое воздействие. Причем оно необязательно должно быть отрицательным. Другими словами, тильт не является, например, результатом разгромного проигрыша. В него можно впасть, даже после крупного выигрыша или из-за событий, не связанных с самой игровой деятельностью.

Во время игр соревновательного характера, фраза — «Да он тильтует», равна приговору. А слышат ее в свой адрес те игроки, которые демонстрируют необъяснимо агрессивное поведение, принимают странные решения и допускают простые ошибки.

В сфере киберспорта, борьба с тильтом столь же важна, как, например, персональные тренировки спортсменов и отработки игровых стратегий. В качестве примера можно привести историю киберспортивной команды по дисциплине Дота 2 — Keen Gaming Luminous. Одного из участников исключили из коллектива за то, что он тильтовал.

Попробуем разобраться в том, из-за чего впадают в состояние тильта, к чему оно приводит и как с ним справляться.

Тильт и способы борьбы с ним в киберспорте и не только

Нормально ли состояние тильта?

По мнению профи, первоначально термин тильт (понятие произошло от английского слова tilt — наклон) был предназначен для использования в индустрии азартных игр. Им обозначали эмоциональное состояние поклонников игровых автоматов типа пинбол. Игроки в аркаду, злящиеся на то, что металлические шары поля, закрытого стеклом, несутся не в ту сторону, какую им надо, наклоняли пинбол-аппараты, заставляя шарики менять направление. Нередко любители развлечения злились столь сильно, что полностью утрачивали контроль над собой и безостановочно «трясли» автоматы.

Отметим, что впоследствии в механические пинбол-машины начали встраивать механизмы «анти-тильта». Они блокировали металлические перегородки и рычаги, в случае наклона игровых автоматов.

Тильт в покере

Общеизвестным термин тильт стал после того, как пришел в сферу покера. Покеристы, впадающие в соответствующее эмоциональное состояние, также злятся и ведут себя неадекватно. Когнитивные психологи из хельсинкского Университета, сотрудники кембриджского Института Компьютерных технологий и специалисты Лаборатории психометрических исследований провели совместное изыскание. Итоги работы показали, что покерный тильт имеет прямую взаимосвязь с ощущением несправедливости у игроков.

Поясняем, тильт в покере, по мнению ученых, является эмоциями злости и гнева. Покеристы относятся к своему проигрышу как к несправедливости. «Восстановить справедливость» они пытаются агрессивным поведением. Но в конечном итоге, не добившись успеха (в покере «холодная голова» столь же важна, как опыт и знания), они концентрируются на потерях и разочаровываются в себе.

Для оценки того, как появляется и развивается покерный тильт, ученые попросили профи игры оценить свое состояние во время розыгрышей. После — они наблюдали за тем, насколько эффективны, обоснованы и рациональны были решения, принимаемые покеристами в партиях. Выяснилось, что максимум отрицательных эмоций у игроков вызывали проигрыши в потенциально победных позициях. Предположим, тогда, когда с математической точки зрения шансы на выигрыш были 80% и более, но игра оканчивалась неудачей. В результате таких проигрышей, процент последующих промахов, в зависимости от опыта игрока, возрастал на 30-60%.

Тильт в киберспорте

После того, как киберспорт получил всемирную популярность, термин тильт пришел и в него. Тут, к слову, он пришелся как никогда кстати. Так как, по мнению специалистов, нервное перенапряжение, прежде всего, негативно сказывается на интеллектуальных способностях и способностях к осуществлению непростых действий. Киберспортсмены, впадающие в тильт, начинают хуже играть из-за фактической утраты возможности принимать правильные решения.

По словам одного из психологов, работающего с ведущими киберспортивными коллективами, тильт является реакцией на смену отработанного стереотипа, стандартного хода вещей. Киберспортсмены привыкают к тому, что после совершения ими определенных шагов, они добиваются нужного итога. Если результат привычных действий оказывается иным, возможны разные физические реакции. Например, волнение, которое невозможно унять или навязчивые мысли о том, все ли правильно делалось. В любом случае, реакции отрицательные и ведущие к последующим катастрофическим недочетам в игре.

Как развивается тильт в киберспорте — пример

Эмоциональное состояние возникает, когда налаженный ход действий меняется. Предположим, на тренировке киберспортсмен отработал драфт-блокировку, позволяющую справляться с противником за 10 минут. Если во время реального соревнования такой шаблон блокировки не сработает ни один раз, игрок может начать тильтовать.

Причиной развития тильта может стать все, что вызывает сильную психологическую реакцию, не вписывается в общепринятые рамки и не доступно для контроля. В киберспорте, при разрушении «привычного мира», спортсмену приходится формировать новую схему своего поведения. А на это требуются огромные ресурсы сил и энергии.

Тильт — что происходит с человеком?

Психолог Д. Гоулман и специалист по нейробиологии Джозеф Леду высказали предположение о том, что оказываясь в стрессовой ситуации, люди, прежде всего, выражают эмоции. Рационально оценивать происходящее они начинают потом.

В сфере психологии вышеуказанное (сначала — эмоции, потом — рациональное мышление) определяется термином «захват миндалины». Отсылка ведет к части мозга, называемой миндалевидным телом, которая ответственна за страх и другие, наиболее яркие эмоции.

Благодаря миндалевидному телу, у человека есть способность моментального реагирования на внешние угрозы. Предположим, вы бродите по пустынному участку и видите большую бездомную собаку, направляющуюся к вам. Первой молниеносной реакцией на увиденное будет «приказ» от миндалевидного тела — сражаться или бежать. Уже потом вы станете рационально размышлять о том, что собака, возможно, опасная.

При появлении внешних угроз, мозг одновременно сигнализирует о рисках миндалевидному телу и префронтальной коре, ответственной за обдуманные решения. Последняя является частью мозга, делающей человека человеком в социальном и психологическом смысле. Однако миндалевидное тело при стрессе реагирует гораздо быстрее, и перекрывает поступление сигналов во префронтальную кору.

Естественно, что противник в киберспорте — игрок, находящийся за другим ПК, возможно, на расстоянии в сотни и тысячи километров, не смотрится столь же угрожающе, как находящаяся поблизости рычащая большая собака. Но мозг человека устроен так, что отличать «поддельные» угрозы от реальной опасности, в особенности, если первые появляются неожиданно, ему сложно. Реагируя на внезапную «поддельную» угрозу, миндалевидное тело может активировать обычный механизм агрессивного или другого эмоционального поведения. И здесь, точно так же как мы убегали бы от бездомной собаки на пустыре, мы бежим от соперника в игре.

Две стороны тильта — психология и физиология

По мнению психологов, состояние тильта разностороннее. Его первая сторона определяется мозговой деятельностью, и оказывает влияние на обдуманность и осознанность решений человека. Последовательно:

  • Отрицательные эмоции целиком захватывают игрока;
  • Негатив приводит к чрезмерной фокусировке на определенных действиях и деталях.

Находясь в спокойном эмоциональном состоянии, предположим, на тренировке, киберспортсмены действуют почти бессознательно — «на автомате». Налаженная и правильная схема шагов у них в голове: выбросить дымовую шашку в окно, дать стан при появлении противника.

Однако, когда мозг находится в стрессовой ситуации, игрок сильно нервничает, начинается анализ и тщательное обдумывание каждого шага. Это можно сравнить с умением кататься на велосипеде или ходить. Если вы не задумываетесь о том, что вы делаете, вы с легкостью ездите на велосипеде, прохаживаетесь и бегаете. Однако если вы станете думать, как крутить педали или как ставить ногу на пол, с большой вероятностью вы упадете. Аналогичная ситуация в покере и компьютерных играх.

Помимо психологической составляющей, у тильта есть вторая сторона — физическая. У любого спортсмена есть оптимальное состояние, находясь в котором, он добивается наилучших результатов. Для пребывания в оптимальном физическом состоянии важны разные факторы, такие как температура тела, пульс, текущая способность к концентрации. Если возникает тильт, то все факторы, например, скорость реакции, изменяются и уже не являются оптимальными.

В совместной работе психологов О. Дашкевич и Н. Фата «Психологическая напряженность спортсмена …» дана оценка того, как успехи в стрельбе отражаются на физических показателях тела. Оказывается, что у спортсменов, которым удается поражать цели:

  • Частота сердцебиения достигает до нормального значения;
  • Скачки артериального давления не наблюдаются.

В случае неудачной стрельбы, у спортсменов начинаются:

  • Тремор (трясутся руки);
  • Ускоренное сердцебиение (сердце колотится, в среднем, на 35% быстрее);
  • Колебания артериального давления.

Возвращаемся к киберспорту. Во время тильта, способность к концентрации внимания падает. В итоге киберспортсмен отвлекается на внешние факторы чаще. Из-за уменьшения скорости реакции, он также лишается возможности вовремя выполнять необходимые действия. Из-за этого обычные поведенческие стереотипы, наработанные на тренировках, рушатся. Игроку нужно создавать новые принципы поведения, расходуя на это время и энергию. А их затраты также приводят к росту количества совершаемых промахов, потере концентрации и внимания.

Но, как уже было отмечено в начале статьи, причиной тильта считается не непосредственное разрушение наработанных стереотипов и проигрыши. К возникновению неблагоприятного психологического состояния ведет и анализ случившейся ситуации. Психологи называют неправильную оценку вещей, связанную с особенностями мозговой деятельности, когнитивной ошибкой.

Когнитивная ошибка и тильт

Известно, что:

  1. Мозг человека не может контролировать все, что происходит вокруг него. Если вы, предположим, играете в футбол, то концентрируетесь на своих действиях и, в меньшей степени, на том, что делают ваши партнеры по команде и соперники. Если во время киберспортивного соревнования один игрок станет успешно сражаться, но в какой-то момент допустит ошибку, а второй киберспортсмен обратит внимание на первого игрока только тогда, когда он ошибется, мозг второго участника битвы укажет, что первый спортсмен играет неудачно всегда.
  2. Мозг всегда оценивает ситуацию в свою пользу. Проще говоря, человек склонен преуменьшать и забывать о заслугах других людей, и преувеличивать собственные успехи. Так, киберспортсмен может быстро стереть из своей памяти воспоминания о том, что его товарищ по коллективу поразил немало соперников.
  3. Мозг объясняет свои поражения и победы внешними обстоятельствами (другие члены команды не умеют играть) и внутренними причинами (я отлично постарался) соответственно. Таким простым способом мозг сохраняет высокую самооценку, не заботясь о столь же высокой оценке окружающих. Интересный момент состоит в том, что термин «удача», при анализе собственных достижений, практически никогда не применяется игроками. Азартные люди, к которым, без сомнения, относятся киберспортсмены, определяют победу как результат своих правильных действий.

Подытоживая: когнитивная ошибка связана с особенностями работы мозга. Когда игрок концентрируется на том, что прежде делал четко и неосознанно, начинает нервничать и чувствует несправедливость в отношении себя, он ошибается чаще. И чем раньше будет разорван этот порочный круг, тем быстрее игра снова станет успешной.

Можно ли избежать тильта — кто не тильтует?

Проигрыши и неудачи станут вызывать отрицательные эмоции — изменить это, и научиться радоваться негативным событиям и ошибкам, нельзя. Психологи заявляют, что «выключение» или смена реакций организма и, в частности, мозга, на происходящие события, невозможна.

Соответственно, тильт также будет возможен всегда. Поэтому специалисты по психологии не перестают разбираться с проблемой, и рекомендуют сосредотачиваться не на том, как предупредить возникновение состояния. А на том, как справиться с ним и его последствиями. Ведь известно, что одни люди, впавшие в тильт, возвращаются в нормальное эмоциональное состояние быстро. Другие пребывают в нем долгое время. То, насколько оперативно человек может взять себя в руки, зависит от его индивидуальных психологических и физиологических факторов.

Согласно статистике киберспорта:

  • Игроки в возрасте до 16 лет больше недовольны действиями друзей по команде, а также получают больше жалоб в собственный адрес;
  • Киберспортсмены старшего возраста (от 22 лет до 26 лет) меньше жалуются на других членов своего коллектива и получают меньше критики в свою сторону.

Причина, по которой подростки агрессивны в развлечениях соревновательного характера, известна — неокрепшая психика. По мере взросления, ситуация стабилизируется. Взрослые люди склонны награждать и поощрять друзей по команде, а не жаловаться на них.

В 2006 году, сотрудники нью-йоркского колледжа «Cornell Medical College» провели исследование, связанное с оценкой развития мозга у людей младшего возраста. Ученые выяснили, что лобные мозговые структуры, ответственные за принятие решений и контроль над собой, развиваются не столь быстро, как те доли, которые несут ответственность за эмоции. Из-за этого подросткам непросто справляться с отрицательными реакциями и контролировать свое поведение.

В 2010 году была издана работа специалиста Университета когнитивной нейронауки, А. Думонтейл. В ней говорилось о том, как по мере взросления изменяется способность человека распознавать эмоции других людей и сопереживать им. Оказалось, что мозговые структуры, ответственные за способность к сопереживанию, полностью развиваются лишь к возрасту 16-19 лет.

Если сравнить взрослых и молодых игроков, то вторые объективно будут проницательны в меньшей степени. Причина — они еще не умеют «читать» контекст действий других людей, и нередко из-за этого делают неверные выводы. Например, замечают желание уязвить, когда его нет. Предположим, юный киберспортсмен может быстро решить, что его друг по команде специально помогает противникам тогда, когда товарищ допускает частые, но случайные промахи.

Сложность верной оценки действий других игроков в киберспорте также связана с тем, что киберспортсмены зачастую не слышат интонации голосов и не видят выражений лиц других участников своих команд.

То, насколько сильна стойкость к развитию тильта, во многом зависит от имеющегося опыта попадания в стрессовые ситуации. Здесь важно то, что:

  • У каждого человека имеется некий «коридор» — диапазон значений физического и психологического состояния, при которых он может наилучшим образом реагировать на окружающую обстановку и ее изменения, и показывать лучшие результаты;
  • Первоначальная длина «коридора» различная, в зависимости от особенностей игрока;
  • Одной из ключевых целей тренера и самого киберспортсмена должно быть увеличение протяженности «коридора». То есть непрерывного расширения диапазона, находясь в котором, спортсмен в стрессовой ситуации не окажется под влиянием эмоций, и будет держать себя в руках.

Многоопытные игроки в меньшей степени склонны тильтовать не только из-за возраста. Но и потому, что они уже не раз оказывались в непростых ситуациях в реальных соревнованиях и на тренировках. Тогда, когда мозг неопытного киберспортсмена начинает паниковать и старается разработать план решения проблемы, у профи уже имеется шаблон поведения, доступный для реализации.

Как справиться с тильтом — советы

Универсального эффективного плана борьбы с тильтом нет. Но есть некоторые рекомендации, которые доказали свою работоспособность.

Сделайте перерыв и проведите оценку

Запомните, ничего страшного в том, чтобы бояться чего-то, нет. Главное, не страшиться самого страха. Непосредственно тильт никак на вас не отразится, если вы сможете с легкостью справиться с его последствиями.

Чтобы снизить негативное влияние состояния, надо осознать свои триггеры. Подумайте о том, каких результатов тильта вы опасаетесь — что, по вашему мнению, изменится в вас после него психологически и физически.

Общая рекомендация — осознайте, что вы будете ошибаться. Но также поймите, что если один раз что-то не вышло, то это еще не означает, что впоследствии ошибки будут следовать одна за другой. Зачастую киберспортсменам, столкнувшимся с неудачей, для последующего успеха не нужно переучитываться и изменять прежнюю игровую стратегию.

Если вы понимаете, что не можете остановить поток самокритики, попробуйте перенаправить его:

  • Сместите акцент с совершенной ошибки. Задумайтесь, как, с учетом ее, вы теперь должны действовать;
  • Боритесь с навязчивыми идеями о том, что сегодня вы пребываете не в оптимальной форме. В ином случае ваш мозг еще больше «раздует» проблему. Как только мысли о состоявшейся неудаче приходят в голову, думайте про другое — смотрите на то, что перед глазами и заставляйте себя размышлять об этом;
  • Концентрируйтесь на будущих достижениях. Забудьте о том, что было в прошлом и какие причины привели к поражению.

Предположим, ваш коллектив проиграл, и сейчас вы находитесь на перерыве между раундами турнира. Потратьте 20% имеющегося времени на разбор ошибок, чтобы не допустить их появления в будущем, и 80% времени на оценку ресурсов и поиск выхода из сложной ситуации. Не размышляйте долго о том, как вы проиграли. Думайте, как после проигрыша победить.

Если все сознательное и рациональное уже полностью уступило эмоциям, вы не можете успокоиться, делайте паузу в игре. В ином случае вы продолжите тильтовать, и последствия тильта будут наиболее сильными.

Техника победы над тильтом:

  • Выберите «стоп-слово», показывающее, что вы контролируете себя. Оно может быть любым. Как только вы станете понимать, что начинаете тильтовать, мысленно или вслух вам нужно будет произносить его;
  • Тренируйтесь до тех пор, пока при возникновении навязчивых мыслей, в вашей голове «стоп-слово» не станет появляться автоматически. Мозг будет возвращаться к мыслям о возможности и необходимости самоконтроля.

Если вы произнесли «стоп-слово», вам нужно:

  • Сделать перерыв для перезагрузки;
  • Во время паузы, совершить отвлеченное действие, которое вы не делаете в процессе игры или повседневной жизни.

Допустим, вы можете постучать рукой по стене или заставить своего персонажа пробежаться вокруг дерева несколько раз. Таким способом вы докажите своему сознанию, что контроль над ситуацией принадлежит вашему мозгу, а не эмоциям.

«Переключаться» непросто. Однако уходить от атмосферы, связывающей с отрицательными эмоциями, необходимо. Если вы не являетесь профессионалом киберспорта и не находитесь на игровой сцене, «переключиться» вам легче. Зачастую достаточно просто выйти из комнаты, например, за стаканом воды.

В стрессовой ситуации пауза нужна, прежде всего, нервным путям. Они отвечают за поведенческие стереотипы. Отдых приносит восстановление ресурсам и медиаторам, занятым реализацией всех типов деятельности, включая игровую активность.

Насколько долгим должен быть перерыв? Однозначного ответа не существует. Правильная продолжительность паузы зависит не только от индивидуальных особенностей игрока, но и от того, в какой ситуации он оказался. Для сравнения:

  • Если киберспортсмен проиграл важный чемпионат, оптимальным временем отдыха могут быть недели и даже месяца;
  • Если игрок проиграл одну карту, но ощущает приближение тильта, достаточным может быть перерыв в пару минут.

Без отдыха, навязчивые мысли будут провоцировать накопление стресса. Тильт станет причиной новых ошибок и проигрышей, соответственно, усугубления ситуации.

Научитесь правильному глубокому дыханию

«Дыши глубже» — этот кажущийся банальным совет можно услышать, находясь во многих неблагоприятных обстоятельствах. Может ли дыхание помочь, если киберспортсмен или любой другой человек пребывает в состоянии нервного перенапряжения и чувствует злость? Да, это доказано учеными многие годы назад.

Объясняем:

  • Когда игрок начинает глубоко дышать, он сосредотачивается на этом процессе и автоматически отвлекается от размышлений об игре. Думать о двух вещах одновременно нельзя;
  • Напряжение нервной системы вызывает и физическое напряжение, из-за которого киберспортсмен крутится в кресле, чувствует боли в пояснице и шее. Отрицательные эмоции и стресс, и это также доказано, изменяют показатели артериального давления и частоту пульса. Когда человек начинает глубоко дышать, его физиологические показатели, благодаря снижению нервного напряжения, также выравниваются.

Глубокое дыхание может быть верным союзником для покеристов, киберспортсменов и каждого азартного человека. Рекомендуем ознакомиться с практиками правильного дневного и ночного дыхания. Последняя практика успокаивает нервы во время сна: долгий спокойный выдох чередуется с легким вдохом.

Учтите:

  • При кратких выдохах и затяжных вдохах (дневная практика), расслабленность и апатия уходят, сменяясь активностью;
  • Во время долгого выдоха и краткого вдоха (ночная практика), частота пульса уменьшается. Для расслабления, следует выдыхать воздух дольше — так можно подавить общее состояние возбуждения организма.

Дыхательные упражнения несложные, но доказано эффективные. Еще в 1962 году, по результатам исследования А. Виру, было установлено, что число успешных штрафных бросков, после совершения нескольких глубоких вдохов/выдохов, у баскетболистов существенно возрастало — с 54% до 68%.

Но не будем переоценивать пользу перерывов в игре и ценность дыхательных практик. Тем более что все это зачастую не могут позволить себе профессионалы — в процессе напряженных и стремительных матчей. Профессиональным спортсменам, при подготовке к ответственным состязаниям и в сложные периоды пауз между картами, специалисты советуют прибегать к аутогенным тренировкам — самовнушению. Отметим, что аутогенная терапия изначально использовалась в Германии — для борьбы с невротическими расстройствами.

«Облегченная» аутогенная техника позволяет достаточно быстро справиться с нервным перенапряжением. На то, чтобы обучиться ей, уходит, в среднем, две-три недели. Потраченное время окупается результатами.

Пример аутогенного упражнения — человек ложится, нормализует дыхание, ощущает тяжесть в конечностях и расслабляется. Пребывания в таком положении, он становится максимально внушаемым и самовнушаемым. Простые слова «ничего страшного не случилось» и «я больше не нервничаю», срабатывают значительно лучше.

Еще одна популярная методика расслабления нервной системы называется «прогрессивная релаксация» от Э. Джекобсона. Ее автор утверждает, что сильные эмоции вызывают напряжение мышц. Если снять мышечное напряжение, то уйдет общее состояние организма станет стабильным. Впоследствии Л. Персиваль предложил комбинировать дыхательные практики с методом «прогрессивной релаксации». Для борьбы с волнением, необходимо, при напряженных мышцах, вдохнуть. Затем, глубоко выдохнуть, расслабляя мышцы.

Аналогичный принцип используется в риторике. Если человек привык спокойно и медленно разговаривать, а затем начинает говорить быстро, проглатывая слова и крича, значит, он перевозбужден. Для снятия нервного напряжения, ему необходимо скорректировать темп речи — «заставить» себя снова разговаривать в размеренной манере.

Максимально простой и доступный способ борьбы с тильтом — улыбка. Речь здесь идет не об эмоциях, а о том, что в стрессовой ситуации у человека «сводит» мимические мышцы лица. Снять с них напряжение помогает улыбка. Возможно, противники, наблюдая за ней, сами впадут в состояние тильта.

Тренировки игры и тильт

Поражение и ошибки могут привести к тильту, как профи, так и любителя. Для того чтобы избежать или минимизировать последствия состояния, есть несложная практика.

Профессиональные спортсмены по компьютерным играм много и регулярно тренируются. Максимальный эффект дают «репетиции», проходящие в условиях, которые напоминают об условиях предстоящих соревнований. Игроки отрабатывают поведенческие шаблоны, которые применяют в будущем, и за счет этого не получают «лишнюю» порцию стресса.

«Стрессовые» тренировки — то, что помогает правильно действовать в непростой ситуации. К такой методике прибегал, например, киберспортсмен и тренер OG Себастьян «7ckngMad» Дебс. Он совершил долгий путь от полного разочарования в собственной игре и ухода в зарубежную студию аналитики, до триумфального возвращения с оглушительными победами. Вместе с Талем Fly Айзиком, Себастьян воссоздавал для участников своего коллектива сложнейшие ситуации, в которых игроков «загоняли в угол». В итоге, когда подопечные тренера оказывались в таком же положении в матчах, они знали, как действовать и применяли имеющиеся шаблоны.

Снизить риск наступления и последствия тильта позволяют и идеомоторные тренировки. Их суть состоит в том, что киберспортсмены в уме представляют и отыгрывают предстоящие соревнования. Ученые доказали, что таким способом можно формировать определенные реакции в мышечных группах, увеличивая их биоэлектрическую активность. Игроки «переживают» сложные ситуации, и при их наступлении, их нервная система уже не впадает в панику.

Столь непростые методики вряд ли нужны любителям. Им больше подходят стандартные способы расслабления, такие как гигиена труда. После любой игровой сессии, чем бы она ни окончилась, необходимо брать паузу. Следует:

  • Открыть форточку, насытив воздух кислородом и отрицательными ионами;
  • Встать с кресла, пройтись или сделать несколько гимнастических упражнений. Они снизят опасность развития нервного перенапряжения и снимут мышечную нагрузку, разогнав кровь.

Качество воздуха крайне важно для психического и физического самочувствия человека. Известно, что при нормальном количестве кислорода в комнате, реакции на события происходят быстрее. Для лучшей игры, проветривайте комнату хотя бы пару минут.

Тильт и отношение к игре — взаимосвязь

Людям, которые чувствуют свою склонность к тильту, стоит попробовать изменить свое отношение к игре, мысленно уменьшить ее важность. На некоторое время можно:

  • Сделать выбор в пользу quick-play — здесь выигрыши не имеют столь большого значения;
  • Уйти от рейтинговой системы.

С другой стороны, если игрок крайне азартен и ему нравится конкуренция, то долго обманывать себя он не сможет. При проигрыше, он станет чувствовать негатив. При выигрыше — мечтать о новых победах и еще более значимых достижениях.

Тактика, которой пользуются профи: концентрация на ведении борьбы и правильном выполнении игровых действий, а не на итогах. Фокусировка не на факте выигрыша, а на пути к победе.

На Олимпийских Играх одна бегунья — британка С. Линдсей, которой предстояло совершить шорт-забег на полкилометра, вместо растяжки просто сидела и говорила себе о том, что «это просто очередная гонка». Вместе с тем, в реальности для нее это соревнование было главным в карьере. Перед прежними стартами, Линдсей сильно нервничала, и смогла побороть тильт только благодаря опытному психологу. В тот год она не одержала победу. Однако добилась лучших, чем все свои ранние, результатов. Еще через несколько лет ей удалось войти в ТОП-8 в Италии.

Убеждение себя в незначительности предстоящих состязаний срабатывает в спорте и киберспорте. Чтобы забыть о страхе перед противником, надо концентрироваться не на мыслях о нем или о выигрыше, а на своих задачах.

Нужно понять, что существует немало факторов, оказывающих влияние на победу — их контролировать невозможно. Но можно контролировать свои действия, достигая поставленных целей. Самоконтроль будет возвращать к отработанным моделям поведения, вне зависимости от того, насколько важный играется матч и кто является оппонентом.

Последний «секрет спокойствия» и эффективный инструмент борьбы с тильтом — получение удовольствия от происходящего в жизни и на экране. Со временем, некоторые игроки радуются только выигрышам, ощущая, что для победы выложились на все сто. Такой подход к игре неправильный, в особенности, для непрофессионалов. Радуйтесь любимому развлечению — и тильт будет обходить вас стороной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *